Вот так выглядит стартер ВАЗ 2101
Как снять и отремонтировать стартер ВАЗ 2101, вы узнаете в сегодняшней статье. Согласитесь, неприятности с этим агрегатом случаются довольно часто. И если вдруг он перестал крутиться, приходится изворачиваться, пытаться завести двигатель с «толкача». Но это явно не принесет никому удовольствия. А если вдруг заглохнет мотор в пробке? Что тогда делать? А вы даже не знаете, из каких узлов состоит стартер? И что с ним могло случиться?
Плохо крутит стартер?
Начнем с того, что ему может просто не хватать тока. Причиной этому может стать недостаточный заряд аккумулятора. Но чаще, конечно, дело кроется в проводке. Обратите внимание на толстый провод, который идет от минусовой клеммы аккумулятора к блоку двигателя. Есть еще кабель, который соединяет ДВС с коробкой скоростей. Уж если на них скопилось много грязи и масла, то явно имеет место быть большая утечка тока. Элементарная электроника, ничего сверхъестественного, просмотрите схему подключения стартера, чтобы убедиться в том, что она проста до безобразия. Итак, что нужно сделать, чтобы уменьшить утечки тока?
А вот тут показаны контакты втягивающего реле
Последовательность действий такова:
- Зачищайте наждачкой контакты.
- Промывайте растворителем или WD-40.
- Восстанавливайте потерявшийся контакт.
Но если стартер все равно крутит «через силу», медленно, даже не пытается ускориться, то меняйте все провода по массе. Только это может реально помочь. Проблема в том, что провода массы набраны из тонкой проволоки, которая сплетена в большой жгут. Между проводками скапливается грязь и пыль, отсюда опять-таки, крупные утечки тока. И восстановить провода оказывается весьма проблематично.
А если совсем не крутится?
Другой случай – стартер совсем не крутит, никак не реагирует на то, что вы усердно проворачиваете ключ зажигания. Что делать? Начинающий водитель сразу же хватается за голову, мол, ай, машина сломалась, все, купил барахло, которое не то, что ездить, даже завестись не умеет! Но опытные водители, конечно, такого не сделают. Прислушаются сначала, а щелкает ли втягивающее реле? Оп-па, скажет новичок, а это еще что такое? Присмотритесь на сам стартер, в автомобилях ВАЗ 2101 он, кстати, расположен с правой стороны (если сидеть на месте водителя и смотреть вперед, конечно же). Вверху увидели такой цилиндрик?
Стартер копейки в разобранном виде
От него идет два провода – один к аккумулятору, а второй внутрь стартера. Это прекрасно видно на фото, приведенном чуть выше в статье. На нем изображено втягивающее ВАЗ 2101 и его выводы (на стартере). Вот этот небольшой прибор и мог сломаться. Его функция – это включение стартера и одновременное соединение его ротора с маховиком двигателя посредством специального зубчатого венца. Аккуратно замкните два вывода втягивающего отверткой.
Стартер начал крутиться? Если да, то просто меняете втягивающее, но если же нет, то придется разбирать весь стартер. Скорее всего, причина в нем кроется, а именно – в обмотках. Давайте уж сразу отнесем щетки к обмоткам, так как с их помощью передается питание. Все? Диагностика проведена? Приступаем к снятию стартера с вашей копеечки.
Дело не из легких, но выполнить его можно
Вам повезло, если прежние хозяева вашего автомобиля были людьми ленивыми. И вам вдвойне повезло, если вы худощавого телосложения. Конечно, клиренс наших автомобилей, в частности, ВАЗ 2101, насколько велик, что под машину может без труда залезть среднестатистический гражданин из великих штатов. Но все же, шутки шутками, а проводить ремонт надо. К чему же это все было сказано? Нижняя гайка… Да, нижняя гайка крепления стартера на классике – это просто находка, истинное достижение отечественной инженерии. Что же в ней не так? А дело в том, что выкрутить ее накидными или рожковыми ключами практически нереально!
Бендинкс — незаменимый узел стартера, именно с его помощью передается движение от ротора к коленчатому валу
Выход, конечно, есть всегда. В руководстве вы прочитаете буквально следующее:
Выкрутите гайку при помощи головки на 13, кардана и удлинителя.
Вопрос ко всем владельцам автомобилей сразу же появляется. А есть у всех кардан и удлинитель? Из личного опыта могу сказать, что выкручивание этой злосчастной гайки на стартере занимало довольно много времени. Ну, не было (да и сейчас нет) ни кардана, ни удлинителя. Что уж там говорить, до сих пор сцепление меняю молотком, зубилом, рожковыми ключами, а также различными матерями и органами. Жаба – это очень сильное пресноводное животное, оно способно конкретно придушить.
Но вернемся к стартеру копейки и моему личному опыту. Что могу сказать и посоветовать? Сорвать гайку можно накидным или рожковым ключом. Схема действий простая, на 5-10 градусов вы провернете ее.
Но стартер так просто не снимешь. Пользовался еще хитрым способом – рожковой ключ ставил относительно гайки под прямым углом. Подходящим предметом прокручивал его. Да, помогало, стартер снимал и ставил. Но после пары снятий просто забил на эту гайку, и правильно сделал. Видать, у инженеров Жигулей просто оставалась лишняя гайка, просто не знали, куда ее впихнуть. Нашли место. Молодцы. Все?
Пространный рассказ о злоключениях закончился, верхние гайки выкрутить намного проще. Не забудьте только перед началом работ отключить аккумулятор – просто снимите минусовую клемму. И провода от втягивающего тоже отсоедините, чтобы не мешали снятию.
И что дальше делать?
Схема подключения стартера
Выкинуть стартер копейки? Да легко! Он ведь все равно не крутит. Конечно, это наиболее оптимальный вариант, но подходит он лишь тем, кто может позволить себе купить новый, либо таковой уже лежит в загашнике. Но что же делать остальным? Бюджет на ремонт скудный, а без машины все ж трудно. Какая-никакая, но ведь служит верой и правдой. Да все сводится к программе-минимум:
- покупаете щетки;
- покупаете бронзовые втулки;
- ломаете негодное полотно от пилы по металлу;
- готовите растворитель и старую зубную щетку;
- при необходимости покупаете втягивающее реле;
- крайне редко может потребоваться паяльник, канифоль и кусок олова.
Все, готовы? На счет «три!» чтобы стартер был разобран! Не бойтесь, ничего в нем не сломаете, так как он и так неисправен. Последовательность разборки стартера на копейке и остальных классических моделях:
- Снимаете заднюю крышку, выкрутив два болта отверткой. Иногда крышка стянута и гайками, о которых речь пойдет в следующем пункте. Все зависит от конкретной модели стартера.
- Выкручиваете со шпилек гайки, тем самым рассоединяете все три части стартера.
- Выкручиваете гаечки, которыми крепятся к контактам щетки и выводы обмотки статора. Можно даже щетки перед этим вынуть, потянув пружину.
- Снимаете, поддев отверткой, стопорное кольцо на роторе.
Крепление щеток на задней крышке стартера
Вот и все, стартер рассыпался в ваших руках на мелкие части. Не переживайте, ваша машина ВАЗ 2101 совсем скоро станет на колеса и поедет, и помчится. Что дальше делаем:
- Прочищаем ламели – медные контакты на роторе, с которыми соприкасаются щетки. Делаем эту несложную работу куском от полотна ножовки по металлу.
- Выкидываем старые втулки из задней и передней крышек стартера, на их место ставим новые.
- Очищаем всю внутреннюю поверхность стартера старой зубной щеткой. Полировочной пастой прочистите ламели, чтобы износ щеток был минимальным.
- Смотрим на состояние бендикса, не проворачивается ли он в обе стороны? Если есть такой косяк, то он подлежит замене в срочном порядке.
Что можно еще добавить? Да ничего, собирайте стартер ВАЗ 2101, цена нового, кстати, составляет порядка 2500 рублей, а бывший в употреблении обойдется примерно на тысячу дешевле. После ремонта стартер будет работать, как «часики». На фото в статье приведен общий вид стартера, его основные компоненты, схема подключения в машине ВАЗ 2101. Все вопросы в комментариях, решим быстро все проблемы и поднимем автомобиль на колеса.