Система охлаждения ВАЗ 2109 герметичная, работает под определенным давлением. Благодаря этому удается повысить температуру кипения антифриза, а также улучшить циркуляцию его по патрубкам, блоку ДВС. В этой статье будет рассмотрена конструкция и схема работы системы, кратко описаны все компоненты. На девятке двигатель работает при температуре около 90 градусов. При 110 начинается кипение, а ниже 90 – это крайне мало, воспламенение будет плохим. Поэтому важно поддерживать стабильную температуру, а делается это с помощью системы из нескольких компонентов.
Жидкостная помпа и термостат
Пожалуй, в системе охлаждения ВАЗ 2109 это главные компоненты. С их помощью осуществляется циркуляция антифриза в нужном направлении. Причем, помпа создает давление, а термостат меняет направление, в зависимости от температуры жидкости. Несколько слов стоит сказать про антифриз. К его качеству нужно относиться внимательно, проводить своевременную замену. Срок службы жидкости не более двух лет, так как именно такое время способны продержаться присадки. При постоянном сильном нагреве они улетучиваются, изменяется состав антифриза, ухудшаются его смазывающие свойства.
В системе охлаждения ВАЗ 2109 помпа располагается с правой стороны двигателя. Производить ее замену нужно каждые 90 тыс. км., при установке комплекта ГРМ. В двигателе девятки особое значение имеет термостат, который направляет антифриз в «нужное русло». Все зависит от того, какая температура. Если она не достигла рабочей (90 градусов), то циркуляция происходит в обход радиатора. Но если же на уровне 90 град., то антифриз попадает в соты радиатора, которые обдуваются потоком воздуха. Последний возникает либо при движении на высокой скорости, либо от вращения крыльчатки вентилятора.
Радиаторы и вентиляторы
В системе охлаждения двигателя имеется два электровентилятора:
- В системе отопителя.
- На радиаторе охлаждения.
Соответственно, есть два радиатора. На основном, который находится под капотом, установлен электрический вентилятор, который подключен к аккумулятору следующим образом:
- От вывода «+» к одноименному проводу вентилятора.
- «-» вывод вентилятора соединен с датчиком, расположенном на боковой части радиатора, через предохранитель 30 А или без него.
- Второй контакт датчика соединен с кузовом автомобиля ВАЗ 2109.
Эта схема использовалась на девятках последних моделей, выпущенных после 1996 года. До этого применялась схема включения, в состав которой входило электромагнитное реле.
Хотелось бы отметить, что, несмотря на высокий рабочий ток датчика, он все равно выходит из строя. И желательно использовать схему включения с электромагнитным реле, описанную в одной из моих статей более подробно. Сюда же можно и кнопку поставить, лишней она не окажется, сможет выручить в трудную минуту.
Остальные компоненты
И самое последнее – это хомуты, бачок, пробка. Вот последний элемент способен доставить массу неудобств при выходе из строя. Достаточно нескольких соринок, чтобы система охлаждения ВАЗ 2109 перестала нормально функционировать. В крышке бачка имеется два клапана, которые срабатывают при различном давлении:
- При давлении ниже 0,03..0,1 кгс/см. кв. открывается первый клапан. Происходит выравнивание давления в системе.
- При давлении свыше 1,3 кгс/см. кв. открывается второй клапан и стравливается излишек.
При этом в системе поддерживается постоянное значение давления – порядка 1,15 кгс/см. кв. и этого достаточно, чтобы двигатель работал в нормальном режиме.
Бачок из пластика, имеет два отверстия для патрубков – одно соединяется с радиатором (вверху), второе с термостатом (внизу). Сверху накручивается пробка. Проблема в бачках ВАЗ 2109 – это их качество. Не хочу обидеть всех производителей, но на прилавках попадается масса контрафакта, который имеет очень плохое качество. Оригинальные элементы, конечно же, надежные. Появление трещин на корпусе – это самая частая неисправность, которую можно избежать.
Проблема в том, что расширительный бачок находится над стойкой, а это значит, что вибрации и удары ему обеспечены. И трещины появляются именно в месте соприкосновения с кузовом. Сгладить эти воздействия можно, если приклеить на кузов кусок мягкой резины. Рецепт очень прост, его можно также использовать на ВАЗ 2110, 2112, и аналогичных моделях. Несмотря на различные конструкции бачков, их расположение в подкапотном пространстве примерно одинаковое.
Все компоненты соединены друг с другом при помощи патрубков и хомутов. Причем последние червячного типа, весьма ненадежные, в странах Европы, Азии, а также США, они не используются несколько десятилетий. Но и заменить их нечем, так как только с их помощью можно крепко обжать резиновые патрубки (которые имеют не всегда четкие очертания). Ведь если трубка круглая, это вовсе не означает, что в сечении должна находиться окружность. Скорее там будет эллипс или нечто похожее. А если так, то добиться герметичности не получится.